Главная » Груднички, Детки, Малыши 1-5 лет » Речевое развитие ребенка

Речевое развитие ребенка

Речевое развитие ребенка

Речевое развитие ребенка

По мере взросления ребёнок проходит несколько этапов в своём речевом развитии. Эти этапы качественно отличаются между собой.

Этапы речевого развития ребенка:

В первый год дети, ещё не умея говорить, общаются со взрослыми при помощи плача, крика, хныканья, «агуканья» и лепета. Это так называемое раннее речевое развитие ребёнка, которое является подготовительным этапом разговорной речи. Этот подготовительный этап очень важен, так как ребёнок уже сейчас начинает постепенно тренировать свой голосовой аппарат.

На подготовительном этапе ребёнок подражает речи взрослого. Он пытается повторить звуки, ритм, интонацию. После полугода появляется лепет, звуки становятся певучими. Ребёнок произносит односложные слова: «ма-ма», «па-па», «тя-тя». К году образуются определённые временные связи, которые представляют собой первый шагу на пути к освоению родного языка. Ребёнок связывает предмет с каким-либо звуком: собака — «гав», кошка — «мяу», часы — «тик-так».

Дети преддошкольного возраста

Первые настоящие осмысленные слова малыш начинает произносить к годовалому возрасту. Выделяют пассивный словарь ребёнка (слова, которые ребёнок понимает) и активный словарь (слова, который ребёнок уже произносит). В начале второго года жизни преобладает пассивный словарь. Когда малыш начинает ходить, он знакомится с новыми предметами, его действия усложняются, а, следовательно, появляется и потребность в расширении речевого запаса. Свои желания и требования ребёнок выражает с начала одним словом, затем в форме простого предложения, не связывая при этом слова между собой. К концу второго года предложения становятся более сложными. Ребёнок различает единственное и множественное число, оперирует временами и лицами глаголов, может склонять существительные.

Дети дошкольного возраста

После двух лет дети обогащают свой словарный запас и учатся говорить правильно. В этот период исправляются ошибки и дефекты речи. Эти дефекты могут быть связаны не только с несовершенством речевого аппарата детей преддошкольного возраста, но и с неправильным восприятием ребёнком взрослой речи.

Речевое развитие ребенка

Речевое развитие ребенка

Речевое развитие ребёнка на этом этапе характеризуется быстрым ростом словарного запаса и потребностью в умении строить предложения и связывать их между собой. Это связано с тем, что у ребёнка начинает развиваться логическое мышление. Теперь он может говорить не только о том, что видит и воспринимает в данный момент, но и о вещах более отдалённых. К трём годам ребёнок уже может фантазировать и говорить о том, что он когда-либо видел или слышал.

К пятилетнему возрасту у малыша появляется чувство языка. То есть он уже не только правильно произносит слова, но и замечает и исправляет ошибки, допущенные другими. Необходимым условием для дальнейшего речевого развития в этом возрасте является общение и игры с участием взрослых (родителей, воспитателей и др.).

В речи у ребёнка старшего дошкольного возраста (5-6 лет) уже хорошо прослеживаются причинно-следственные связи. Он широко использует выражения «потому что», «так как», «для того, чтобы», «если ». В этом возрасте правильная воспитательская деятельность является залогом хорошей успеваемости в школе. Ребёнок учится анализировать свою речь и речь других людей, осознавать особенности родного языка.

Огромное значение в развитии ребёнка школьного возраста играет обучение его основам грамматики. Это открывает перед ним возможность получения новых знаний при помощи книг, журналов и газет. А овладение основами письменной речи оказывает большое влияние на дальнейшее речевое развитие ребёнка.

Можете вместе с малышом зайти, например, на интересный интернет магазин бытовой техники и в процессе выбора нового оборудования для дома попросить ребенка повторять за Вами все сложные названия фирм и приборов.

3 комментариев к " Речевое развитие ребенка "

  1. Наталья:

    Всё это, конечно, так. И каждый период нужен и полезен. Каждый ребёнок индивидуален. Помочь ему стать полноценным говорящим человеком смогут в первую очередь родители. Порою лишь от них зависит речь ребёнка.

  2. Алена:

    Я постоянно удивляюсь, какие все-таки дети разные в становлении речевого развития. У нас во дворе есть малыши полутора лет, которые говорят осмысленные предложения, а рядом с ними трехлетки, которые только-только начинают говорить фразами.

  3. Влад:

    Совсем недавно наша дочь проснулась утром и спросила у мамы, а где мои красивые рыбки? Какие рыбки удивились мы? Рыбки, красивые, настаивала она… потом спросили, может тебе это приснилось? Да, ответила она! В свои неполные три года она отвечает вопросом на вопрос, и очень даже шурупит головой. А ещё нас очень удивляет, когда она начинаем нам рассказывать яркие события ПРОШЛОГО лета, когда ей было полтора года, как мы были в зоопарке, и как ходили туда то и сюда то…удивительно, но это наверное к теме о развитии памяти =)))

А что Вы думаете?